Какой объем оперативной памяти является оптимальным? Для чего вам нужна оперативная память Оперативная память сколько гб
стоит не так остро, как раньше, сегодня он по-прежнему волнует многих пользователей. В последнее время даже самые дешевые компьютеры имеют по крайней мере 4 Гб памяти – количество, которое когда-то казалось немыслимым, а в настоящее время является стандартом де-факто. Вопреки этому многие задаются вопросом: этого достаточно? Ускорит ли работу компьютера дополнительная память, или особого эффекта не будет?
Разница между 4, 8, 16 и больше гигабайт RAM несомненно есть, но для массового пользователя связь между объемом установленной памяти и производительностью ПК остается слегка размытой. В этом материале я постараюсь пролить свет на этот вопрос и кратко ответить, каков оптимальный объем оперативной памяти и есть ли смысл в установке дополнительных модулей RAM.
Что такое Random Access Memory (RAM)?
Хотя компьютеры уже давно стали обыденностью, многие люди до сих пор путают понятия «оперативная» и «локальная» память. Заблуждение чаще исходит из того, что оба типа памяти измеряются в одних и тех же единицах – последнее время обычно в гигабайтах (GB). Вопреки тому, что и оперативная, и локальная память служат для хранения информации, они отличаются с точки зрения срока хранения данных. Оперативная память как правило в несколько раз быстрее локальной и служит для временного хранения данных. После выключения компьютера все хранящиеся в ней данные бесследно исчезают. В локальной памяти (жесткие диски и SSD устройства) информация сохраняется независимо от того, включен компьютер или выключен. Именно поэтому оперативную память обычно определяют как энергозависимую, а локальную – как энергонезависимую.
Сколько памяти нужно ПК?
Долгое время Биллу Гейтсу приписывается фраза «640 Кб памяти достаточно для всего». В конечном счете сам Гейтс выступил с официальным заявлением, сказав, что не является автором этого утверждения, которое он назвал чистой глупостью.
Однако в начале 80-х годов прошлого века это звучало не так комично, потому что объемы порядка 100-200 Мб считались огромными. Сегодня даже самые дешевые компьютерные системы имеют 2-4 Гб оперативной памяти, а локальное пространство для хранения информации измеряется в терабайтах.
Базовые конфигурации имеют от 4 до 8 Гб RAM, а high-end модели (мультимедийные или игровые) предлагают 12-16, иногда 32 (и больше) Гб оперативной памяти. Так сколько можно назвать «оптимальным»? К сожалению, дать точный ответ, выраженный в конкретной цифре весьма непросто, так как оптимальное количество зависит от задач, для которых вы используете компьютер. Так, например, на Windows PC только сама операционная система может потребовать больше одного гигабайта для своих системных библиотек. Если вы используете антивирусную программу, то это еще 30-200 мегабайт в фоновом режиме в зависимости от конкретного продукта. Большинство веб-браузеров, офисных приложений и мультимедийных проигрывателей требуют от 100-800 Мб и больше памяти. Если вы запускаете их одновременно (т.е. используете Windows по предназначению – многозадачно), эти объемы становятся совокупными – чем больше запущенных программ, тем выше потребление RAM.
Чемпионами по потреблению оперативной памяти остаются видеоигры. Популярные заглавия типа Call of Duty могут без особых проблем «проглотить» 4-5 Гб памяти.
Большинство современных ноутбуков использует интегрированную графику, которая также является потребителем RAM. Интегрированные в процессор видео ядра не располагают своей собственной памятью (в отличие от дискретных решений) и «съедают» часть доступной оперативной памяти. Поэтому если ваш ноутбук по спецификациям оснащен 4 Гб RAM и интегрированной графикой, Windows сообщит, что вам доступно только 3.9 Гб (или меньше) памяти.
Другие соображения
Оптимальное количество оперативной памяти имеет и софтверный (возможно, правильнее будет сказать системный) аспект. Старые версии операционной системы используют 32-битный метод адресации памяти. В настоящее время он уже устарел и восходит к временам, когда объемы свыше 4 Гб RAM казались немыслимыми. Вот почему 32-разрядные версии Windows просто не могут использовать больше 4 Гб оперативной памяти. Даже если у вас больше памяти 32-разрядная операционная система будет настаивать на том, что вас только 4 Гб (хотя обычно еще меньше – 3-3.5 Гб) оперативной памяти. Для полноценного использования объемов свыше 4 гигов вам понадобится 64-разрядная Windows.
Другой интересный вопрос, связанный с памятью, касается темпа заполнения RAM, а также того, что будет, если исчерпать всю доступную память.
Если системный инструмент «Диспетчер задач» показывает, что весь объем памяти почти полностью исчерпан, т.е. все запущенные процессы занимают 70-80% или даже больше RAM, это еще не повод для беспокойства. Microsoft уже давно серьезно изменила свою философию по отношению к memory management (управление памятью), а потому, начиная с Windows Vista, не используемую RAM компания считает «плохой RAM».
Так как оперативная память во много раз быстрее любого жесткого или даже твердотельного диска, в Microsoft решили, что будет лучше, если Windows будет держать как можно больше часто используемых пользовательских модулей и приложений постоянно загруженными в системную RAM. Благодаря этому при повторном обращении к ним система реагирует гораздо быстрее, нежели когда ей снова и снова приходится считывать их с локального диска.
В этом и суть технологии SuperFetch, которая развивается со времен Vista. Введение этой концепции указывает на один важный вывод – чем большем оперативной памяти есть в распоряжении современных версий Windows, тем лучше (быстрее) они работают. Конечно, речь не идет об экспоненциальном росте – наибольшая разница будет при прыжке с 2 до 4 Гб RAM. С каждым последующим удвоением – 4 до 8 Гб, 8 до 16 и так далее, влияние на общую производительность системы будет снижаться. Однако если вы регулярно работаете с тяжелыми программами, держите десятки открытых вкладок в браузере и активно играете, то принцип выбора оптимального объема памяти сводится к одной простой вещи: чем больше, тем лучше.
Если в какой-то момент имеющийся объем памяти будет исчерпан, Windows не перестанет работать. В таких случаях операционная система опирается на так называемую . Для этой цели используется выделенная на локальном диске область и на нее Windows записывает все данные из оперативной памяти, которые не используется в настоящее время, и по просьбе пользователя снова их считывает, используя ресурсы локального диска. Поскольку локальная память медленнее чипов RAM, процесс чтения данных с диска занимает значительно больше времени, в течение которого компьютер может заметно «подтормаживать». Если система регулярно обращается к виртуальной памяти, это верный признак, что настало время рассмотреть вопрос о расширении оперативной памяти.
Отличного Вам дня!
Количество оперативной памяти в мобильных устройствах растёт всё более высокими темпами. Ещё недавно мы удивлялись чудесам многозадачности на смартфонах с 2 ГБ ОЗУ, а сегодня уже присматриваемся к устройствам, имеющим на борту 6 или даже 8 ГБ.
Однако действительно ли необходимы в смартфоне такие большие объёмы оперативной памяти? Забегая вперёд, скажу: нет, не нужны.
Android-смартфоны
Мы все прекрасно знаем, что чем больше оперативной памяти, тем больше приложений сможет одновременно работать. Однако это далеко не всё, на что тратятся драгоценные гигабайты.
- Android работает на ядре Linux. Ядро хранится в сжатом файле специального типа и извлекается непосредственно в ОЗУ во время включения устройства. В этой зарезервированной области памяти хранится ядро, драйверы и модули ядра, которые управляют компонентами устройства.
- RAM-диск для виртуальных файлов. Некоторые папки и файлы в системном каталоге являются на самом деле виртуальными. Они создаются при каждой загрузке и содержат такую информацию, как уровень заряда батареи и частота процессора. Для их хранения выделяется ещё немного оперативной памяти.
- Данные о настройках IMEI и модема сохраняются в NVRAM (энергонезависимая память, которая не стирается при выключении телефона). Вместе с этим при каждой загрузке они передаются в ОЗУ для обеспечения работы модема.
- Для работы графического адаптера тоже требуется память. Она называется VRAM. Наши смартфоны используют встроенные графические процессоры, у которых нет собственной памяти. Поэтому для графического адаптера резервируется некоторое количество ОЗУ.
Вся оперативная память, оставшаяся от перечисленных выше потребителей, поступает в распоряжение графической оболочки операционной системы и установленных приложений. При этом в одной части оставшегося объёма ОЗУ хранятся данные запущенных приложений, а вторая всегда остаётся свободной на тот случай, если пользователь запустит ещё одну программу. Если количество свободной памяти уменьшается, то из оперативки выгружаются ранее запущенные приложения.
На сегодняшний день объём оперативной памяти, которую операционная система резервирует под свои нужды, составляет около 1 ГБ. Хотя производители могут применять свои настройки и дополнительные модули, в некоторой степени влияющие на эту цифру, средняя температура по больнице именно такая.
Для обеспечения нормальной многозадачности достаточно, чтобы в оперативке находилось 5−7 приложений, что в среднем займёт около 700−900 МБ. Добавьте к этому ещё 300−400 МБ свободного пространства, необходимого для запуска новых приложений.
Получается, что сегодня для выполнения практически любых задач 3 ГБ смартфону хватает с запасом.
Вы не почувствуете никакого значительного ускорения и вау-эффекта от того, что возьмёте в руки устройство с 4 или 6 ГБ. Может быть, даже вообще не заметите никакой разницы.
Тем не менее прогресс не стоит на месте. Постепенное наращивание размера оперативной памяти рано или поздно приведёт к тому, что операционная система будет всё более увеличивать зарезервированный для себя раздел, а разработчики станут выпускать всё более ресурсоёмкие приложения. И тогда 6 ГБ ОЗУ действительно могут пригодиться. Но сейчас переплачивать за дополнительные гигабайты нет никакого смысла.
iPhone
С iPhone ситуация обстоит несколько иначе. Использование проприетарной ОС и комплектующих собственного производства позволяют Apple добиваться высокой оптимизации. Благодаря этому компании не приходится с каждым годом увеличивать объём оперативной памяти своих устройств.
Актуальный флагман iPhone 7 Plus оснащается довольно скромными по нынешним меркам 3 ГБ оперативки, тогда как у младшей версии iPhone 7 её и вовсе 2 ГБ. Предыдущее поколение также имеет 2 ГБ памяти, а более старые устройства вроде iPhone 6 и 5s вообще довольствуются всего 1 ГБ ОЗУ. При этом тот же iPhone 5s, который вполне нормально сейчас работает на iOS 10, получит поддержку новой iOS 11, хотя был представлен в далёком 2013-м.
Можно с уверенностью сказать, что 2 ГБ оперативной памяти iPhone сейчас достаточно с головой. Три гигабайта - это задел на будущее.
Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.
На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.
Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.
Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?
⇡ Современные игровые платформы
Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.
Актуальные игровые платформы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel | AMD | |||||||
Сокет | LGA1155 | LGA2011 | LGA1150 | LGA2011-v3 | LGA1151 | AM3+ | FM2/2+ | AM4 |
Год поступления в продажу | 2011 год | 2011 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2011 год | 2012 год | 2017 год |
Поддерживаемые процессоры | Sandy Bridge, Ivy Bridge | Sandy Bridge-E, Ivy Bridge-E |
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell | Haswell-E, Broadwell-E | Skylake, Kaby Lake | Zambezi, Vishera | Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) | Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon |
Контроллер памяти | DDR3-1066/1333 | DDR3-1066/1333 /1600/1866 |
DDR3-1333/1600 | DDR4-2133/2400 | DDR4-1866/2133/ 2400, DDR3L-1333/1600 |
DDR3-1066/1333/ 1600/1866 |
DDR3-1600/1866/ 2400 |
DDR4-2133/2400/ 2666 |
Встроенный, двух-канальный | Встроенный, четырех-канальный | Встроенный, двух-канальный | Встроенный, четыре-хканальный | Встроенный, двух- канальный |
Встроенный, двух-канальный | Встроенный, двух-канальный | Встроенный, двух-канальный | |
Максимальный объем оперативной памяти | 32 Гбайт | 64 Гбайт | 32 Гбайт | Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт | 64 Гбайт | 32 Гбайт | 64 Гбайт | 64 Гбайт |
Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.
Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.
⇡ Тестовый стенд
Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
Центральный процессор | Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц |
Материнская плата | ASUS MAXIMUS IX Hero |
Оперативная память | Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт |
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт | |
Накопители | Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт |
Samsung 850 Pro | |
Видеокарты | ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт |
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт | |
Блок питания | Corsair AX1500i, 1500 Вт |
Процессорный кулер | Noctua NH-D9DX |
Корпус | Lian Li PC-T60A |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для видеокарт | |
AMD | Crimson ReLive Edition 17.4.2 |
NVIDIA | GeForce Game Ready Driver 381.65 |
Дополнительное ПО | |
Удаление драйверов | Display Driver Uninstaller 17.0.6.1 |
Измерение FPS | Fraps 3.5.99 |
FRAFS Bench Viewer | |
Action! 2.3.0 | |
Разгон и мониторинг | GPU-Z 1.19.0 |
MSI Afterburner 4.3.0 | |
Дополнительное оборудование | |
Тепловизор | Fluke Ti400 |
Шумомер | Mastech MS6708 |
Ваттметр | watts up? PRO |
⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх
Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.
Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.
Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.
Настройки графики в играх | ||||
---|---|---|---|---|
API | Качество | Полноэкранное сглаживание | ||
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160 | ||||
1 | «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности | DirectX 11 | Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл | AA |
2 | Mass Effect Andromeda, первое задание | Макс. качество | Временное сглаживание | |
3 | Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SMAA + FXAA | |
4 | GTA V, город и окрестности | Макс. качество | 4 × MSAA + FXAA | |
5 | Rise of the Tomb Raider, советская база | Макс. качество | SMAA | |
6 | Watch_Dogs 2, город и окрестности | Ультра, HBAO+ | Временное сглаживание 2 × MSAA | |
7 | Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности | Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. | TAA | |
8 | HITMAN, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество | SMAA |
9 | Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк | Макс. качество | 4 × MSAA | |
10 | Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» | Ультра | TAA | |
11 | Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» | Макс. качество | 2 × MSAA | |
12 | Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк | Ультра | 8 × MSAA | |
13 | Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» | Макс. качество | TAA | |
14 | Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SMAA | |
15 | DOOM, миссия OИК | Vulkan | Ультра | TSSAA 8TX |
Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.
Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.
При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.
Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.
Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.
Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.
Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.
Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.
Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.
Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».
Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.
Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.
Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт | |||||
---|---|---|---|---|---|
Качество текстур | |||||
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) | Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) | Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) | |||
Очень высокое | 11600 | Ультра | 11000 | Ультра | 11000 |
Высокое | 6900 | Высокое | 9700 | Очень высокое | 9600 |
Среднее | 6400 | Среднее | 8800 | Высокое | 7800 |
Низкое | 6200 | Низкое | 7800 | Среднее | 7100 |
Низкое | 6900 | ||||
Тени | |||||
Очень высокое | 10700 | HFTS | 11600 | Очень высокое | 11000 |
Высокое | 10500 | PCSS | 11000 | Высокое | 10900 |
Среднее | 10300 | Ультра | 11000 | Среднее | 10800 |
Выкл. | 10300 | Очень высокое | 11000 | ||
Высокое | 10400 | ||||
Среднее | 10400 | ||||
Низкое | 10300 |
Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.
Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.
Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.
В состав практически любой компьютерной техники входят два вида памяти. Постоянная (энергонезависимая) память служит для хранения MP3-композиций, фотографий, видеороликов, документов и прочих важных файлов. А чем же отличается оперативная память? На что влияет ОЗУ, сколько нужно гигабайт современному смартфону? На все эти вопросы ответит данная статья.
Любой смартфон состоит из множества компонентов. Сильнее всего на быстродействие операционной системы влияет центральный процессор (CPU) . Второе место в этом рейтинге безусловно занимает оперативная память (ОЗУ) . Если данный компонент является очень медленным, а свободный объем получился очень низким, то в работе системы и большинства приложений будут наблюдаться подтормаживания. В качестве примера давайте вспомним самые первые смартфоны на базе Symbian, объем оперативной памяти у которых исчислялся считанными мегабайтами. На тех устройствах практически невозможно было поставить воспроизведение музыки на паузу, чтобы ответить на входящий звонок - при возвращении в музыкальный плеер трек начинался сначала, так как в ОЗУ не хватало места для хранения текущей позиции.
Главным отличием ОЗУ от постоянной памяти является энергозависимость. Когда питание отключается - оперативная память обнуляется. Но зато такой вид памяти является гораздо более скоростным, чем ПЗУ.
И тогда, и сейчас оперативная память делится на несколько условных секций:
- Системная - здесь находится операционная система (Android, iOS), а также всяческие служебные модули, предустановленные производителем смартфона. В этом же сегменте может присутствовать и фирменная оболочка. Именно системная секция заполняется информацией самой первой. Чем более скоростная память используется в устройстве, тем быстрее происходит загрузка операционной системы.
- Пользовательская - эта память доступна после того, как заканчивается загрузка «операционки». Именно в этой секции содержатся исполнительные файлы разных приложений - интернет-браузера, мессенджеров и прочих. Также здесь постепенно могут появляться дополнения для прошивок, выпускаемые производителем гаджета в виде обновлений.
- Доступная - небольшая секция, зарезервированная операционной системой. Такая «бронь» нужна для предотвращения проблемных ситуаций и быстрого запуска новых приложений.
На что влияет оперативная память?
Какие выгоды получает пользователь, если смартфон имеет повышенный объем ОЗУ? На таком устройстве могут работать в фоне большее количество приложений. То есть, интернет-браузер не будет с нуля загружать страничку, если вы вернулись к нему после посещения множества других программ. Также при большом объеме оперативной памяти в фоне может работать огромное количество мессенджеров, торрент-клиент и приложения прочих видов. А вот быстродействие самой операционной системы зависит не столько от объема, сколько от скоростных характеристик оперативной памяти. Влияет на работу ОС Андроид или iOS и оптимизация операционной системы.
Когда-то Билл Гейтс заявлял, что любому компьютеру хватит 640 Кб ОЗУ. Теперь же даже мобильной «операционке» требуется примерно 1 Гб, а к этому ещё нужно прибавить фирменную оболочку и устанавливаемые затем приложения. А если код будет плохо оптимизирован, то тормоза и подвисания будут наблюдаться в любом случае. Хорошим примером являются смартфоны и , выпущенные до 2015 года. Оперативной памяти в таких устройствах было достаточное количество, но громоздкий и неоптимизированный интерфейс буквально заставлял гаджет время от времени подтормаживать.
От объема оперативной памяти зависит продолжительность автономной работы. Здесь всё банально. Большее количество фоновых процессов достаточно сильно нагружает CPU. А это, в свою очередь, влечёт повышенное энергопотребление. Производители смартфонов борются с этим за счёт более тонкого техпроцесса чипсета, более ёмкого аккумулятора и лучшей оптимизации предустановленного софта.
Сколько оперативной памяти нужно смартфону?
Как уже было сказано выше, операционная система Android может занимать от 512 Мб до 1 Гб ОЗУ. Также оперативная память нужна тем приложениям, которые будут устанавливаться по ходу использования устройства. Это значит, что сейчас не стоит покупать смартфон, в составе которого присутствует менее 2 Гб ОЗУ. И это уже минимальный параметр! Если требуется покупка девайса, который точно не будет выгружать из памяти недавно запущенные приложения, то нужно подумать об устройстве, в характеристиках которого значатся 4 Гб или даже больший объем ОЗУ.
Обратите внимание, перебарщивать тоже не стоит. оперативной памяти - это лишь маркетинговая уловка. Android пока попросту не может расходовать столь огромный объем. Научатся это делать лишь будущие версии операционной системы, которые на выбранный девайс, вполне возможно, никогда не поступят.
Как освободить оперативную память?
Многим владельцам смартфонов кажется, что для освобождения оперативной памяти достаточно открыть список запущенных ранее приложений, после чего нажать «Закрыть все». Отчасти это действительно помогает освободить некоторый объем ОЗУ, что поспособствует, например, более качественному запуску игры. Но иногда требуются более действенные методы.
Многие фирменные оболочки имеют встроенные средства для освобождения оперативной памяти. Выгрузка из неё приложений может происходить автоматически, раз в определенный промежуток времени. Но гораздо чаще освобождать память приходится вручную. Рассмотрим порядок действий пользователя на примере смартфона от компании :
Шаг 1. Перейдите в «Настройки ».
Шаг 2. Нажмите на пункт «Оптимизация ».
Шаг 3. Дождитесь окончания проверки устройства, после чего нажмите на пункт «ОЗУ ». Либо нажмите на кнопку «Оптимизировать », если хотите заодно освободить постоянную память.
Шаг 4. В подразделе «ОЗУ» будет запущена дополнительная проверка. Затем нужно нажать кнопку «Очистить ». Система предварительно подскажет, какой именно объем оперативной памяти будет освобожден.
На смартфонах и планшетах других компаний встроенная утилита-оптимизатор может находиться где-то в меню, посещение «Настроек» в таком случае не потребуется. Существуют фирменные оболочки и без встроенной возможности освобождения оперативной памяти. К счастью, никто не мешает пользователю скачать из Google Play специальное приложение, занимающееся тем же самым. На сайт есть отдельная статья о - остается выбрать подходящий вариант. Давайте попробуем скачать и установить CCleaner .
Шаг 1. Запустите установившееся приложение. При первом запуске потребуется нажатие кнопки «Начать ».
Шаг 2. Также программа может предложить обновиться до платной версии. Она лишена рекламы и дополнена некоторыми полезными функциями. Если пока тратить деньги не хочется, то нажмите кнопку «Продолжить бесплатно ».
Шаг 3. В главном окне приложения указан заполненный объем ПЗУ и ОЗУ. Чтобы программа поняла, какой именно объем можно освободить, следует нажать кнопку «Анализ ».
Шаг 4. При первом запуске на свежих версиях Android возникнет предупреждение о том, что утилите нужны разрешения на работу с определенными разделами операционной системы. Нажмите кнопку «Ясно » и предоставьте запрошенные разрешения.
Шаг 5. Анализ может длиться достаточно длительное время - всё зависит от того, как давно CCleaner запускался в последний раз. Когда процесс будет завершен - нужно проставить галочки около тех элементов, которые можно удалить с постоянной и оперативной памяти. После этого остается лишь нажать кнопку «Очистить ».
Шаг 6. В дальнейшем можно приказать программе автоматически очищать ОЗУ и ПЗУ. Делается это в отдельном разделе. Однако для активации данной функции потребуется покупка платной версии приложения.
Очистка оперативной памяти в современных версиях Android требуется достаточно редко. В основном данное действие может понадобиться перед запуском какой-то очень тяжелой игры. В целом, об ОЗУ можно не думать, если объем этого типа памяти равняется или превышает 4 Гб.
Сколько бывает оперативной памяти? — вопрос не совсем корректный, потому что требуемое количество зависит от многих показателей — имеющихся процессора, материнской платы и других компонентов, составляющих единую целостную систему.
В свете последних обзоров на китайские смартфоны с оперативкой до 6Гб, которая даже сейчас не так часто встречается на современных компьютерах, сам собой встает вопрос о расширении возможностей своей машины.
В этом обзоре мы осветим все нюансы, которые помогут вам правильно выбрать оперативную память для своего компьютера.
Определяем аппетиты
Сколько требуется оперативной памяти?
1-2Gb. Необходимый минимум для работы офисных приложений и просмотра страниц в браузере.
4Gb. Бюджетная домашняя версия, позволяющая не только работать в текстовом редакторе и Интернете, но и просматривать фильмы в высоком качестве и заниматься в графическом редакторе.
8Gb. Расширенная конфигурация — поддерживает многие современные игры в базовых настройках, позволяет без особых затруднений работать с видеофайлами, тестировать приложения в процессе программирования и многое другое.
Выше 8Gb. Вариант для мощных ПК и ноутбуков — позволяет запускать все современные игры в высоком качестве. Рядовому пользователю такое количество не требуется.
Как вы видите нет однозначного ответа на вопрос “сколько нужно оперативной памяти?” — все зависит от выбранного вами режима работы.
В случае, если у вас действительно не хватает оперативки — мы расскажем как же правильно выбрать оперативную память.
Больше памяти!
Если вы все-таки решили увеличить объем оперативки, внимательно рассмотрите показатели вашего компьютера: конфигурацию системы Windows, тип слотов ОЗУ, тактовую частоту процессора и напряжение материнской платы. Эти параметры отображаются в специфической программе CPU Z — все параметры и компоненты системы отобразятся в одном окне.
- Конфигурация Windows. Система, которую вы используете, тоже потребляет некоторый объем оперативной памяти. Если у вас стоит версия WinXP — добавлять модули практически бесполезно. 32-разрядные системы попросту не видят больше 3 гигабайт. C более поздними версиями сложнее — начиная с Win8.1 вам уже понадобится 8Гб.
- Тип слотов ОЗУ, установленных на вашей материнской плате — важный аспект при выборе модуля. Обидно будет приобрести новейшую DDR4, и понять, что материнская плата не поддерживает подобный тип планок, и работать с ней категорически отказывается. Любые платы поддерживают только один тип ОЗУ. Если у вас стоит DDR2, значит, может использоваться только DDR2 и ничего больше.
Поддерживать память DDR4 способны лишь платы последнего поколения, и, если очень хочется — можно воспользоваться случаем и собрать новый компьютер. - Процессор. Производители процессоров заботятся о своих пользователях — на официальных сайтах обычно существуют таблицы совместимости с моделями и видами планок ОЗУ. Например, вы без проблем найдете ответ, какие типы совместимы и подходят процессору Intel i5 — список моделей и конфигураций, которые он должен поддерживать и которые будут поддерживать работу компьютера, как часовой, грамотно синхронизированный механизм.
Рынок и ассортимент — имя имеет значение
Главными производителями модулей ОЗУ на данный момент являются несколько компаний-лидеров:
- Corsair
- Crucial
- Samsung
При покупке вы переплатите за имя, но в то же время получите качественный, проверенный продукт без лишних рисков.
Типы оперативной памяти, принципиальные отличия
На сегодняшний день существуют четыре поколения оперативной памяти. Самые частовстречаемые модули — это DDR2, DDR3,DDR3L и DDR4. Итак, чем отличаются модули ОЗУ?
DDR
Самые первые модели оперативной памяти. Характеризовались низкой производительностью (объемом до 512Mb и частотой до 400МHz), большим (2,2 — 2,4В) напряжением. Все еще используются в очень старых моделях компьютеров.
DDR2
Второе поколение, тоже постепенно уходящее в прошлое. Материнские платы, поддерживающие данный тип планок ОЗУ сняты с производства, как и сами модули. По сравнению с предшественником, данный тип потребляет на порядок меньше энергии (1.8-2.1В), а частота и объем заметно выросли 800-1000МГц и 1-8Гб соответственно. Также увеличилось количество контактов с 184 до 240.
Так выглядит планка DDR2
DDR3
Наиболее популярен на сегодняшний день модуль памяти DDR3, который используют многие современные машины. Частота модуля ОЗУ достигает 2800МГц, но и количество таймингов в данных типах возросло. Но все же DDR3 отличается более высокой производительностью по сравнению с предшественниками. Так же другой вид этой платформы — DDR3L дает более интересный показатель энергосбережения (1.35В по сравнению с 1.5В в базовой комплектации).
DDR4
Если вы решили собрать новый компьютер — целесообразно посадить его на более современную платформу со слотами ОЗУ DDR4. С каждым поколением модулей снижается напряжение (у DDR4 этот параметр имеет значения 1.2В, что сказывается на общем энергопотреблении компьютера), растет частота (данная конфигурация имеет максимальную частоту 4200МГц) и скорость передачи данных. Последнее поколение ОЗУ оперирует скоростью до 3200Мбит/с, в то время, как для DDR3 предел — 2133. На данный момент у DDR4 самая быстрая скорость передачи данных и максимальные показатели производительности, в то же время она из-за низкого требования к напряжению практически не греется.
Для сравнения, одной планки DDR4 2133МГц CL 15 достаточно, чтобы заменить две новых одинаковых планки DDR3 частотой 2400МГц при том же объеме передает данные, связанные с процессором.
Виды ОЗУ
ОЗУ — оперативно записывающее устройство, предназначенное для сохранения и считывания данных при работе ПК. Модули ОЗУ, различаясь по внешним и внутренним характеристикам, также классифицированы по другим параметрам.
RDIMM — регистровая память. Данная маркировка говорит о том, что между шиной данных и памятью установлены буферные регистры, выполняющие дополнительную функцию контроля целостности данных.
LRDIMM — не буферизированная память. Это модули DIMM со сниженной нагрузкой на шины за счет добавочной микросхемы.
UDIMM — вид, наиболее часто используемый в настольных и портативных компьютерах. В отличие от двух предыдущих, отличается меньшей стабильностью, так как не является не регистровой, ни буферизированной. Впрочем, в масштабах одного ПК это обстоятельство не играет особой роли.
SODIMM — компактный вариант, использующийся в ноутбуках и некоторых видах оргтехники. Принципиальным отличием является форм-фактор. Длина планки SODIM всего 67.6 мм, в то время как остальные конфигурации имеют размер 133.35 мм.
Основные характеристики оперативной памяти — на что обратить внимание
Напряжение оперативной памяти — это параметр, который характеризует потребность ОЗУ в электроэнергии для нормальной, стабильной работы.
Многие продвинутые пользователи вручную, в BIOS меняют напряжение, подающееся с материнской платы, с целью увеличить производительность. Без знания некоторых аспектов данный прием выполнять не рекомендуется — вы рискуете сжечь модуль, ничего при этом не добившись. Без знаний BIOS лучше не трогать — напряжение выставится при установке соответствующих драйверов. В случае, если вы сомневаетесь — посетите сайт производителя и получите параметры и рекомендации на ваш тип устройства.
Частота оперативной памяти — показатель, от величины которого напрямую зависит скорость передачи данных. Важно отметить, что частота работы планки ОЗУ должна совпадать или быть меньше тактовой частоты материнской платы. В противном случае вы будете наблюдать печальный результат — система будет давать сбой. Так же, оптимизированной работе компьютера способствует идеальное совпадение скорости передачи данных между процессором и планкой ОЗУ.
Главным фактором при выборе ОЗУ является частота, но не стоит гнаться за цифрами. Тактовая частота планки не должна превышать частоту процессора. Главной ошибкой пользователей является то, что очень часто в погоне за герцами они напрочь игнорируют данный параметр. В итоге эта ерунда грозит не только плохим настроением, но и порче всей системе в целом.
Объем оперативной памяти — характеристика, показывающая количество данных, которые способен удержать в себе модуль. При выборе этого показателя стоит ориентироваться на род деятельности, которую вы осуществляете за компьютером.
Надеюсь, данная статья была полезна и вы разобрались, стоит ли апгрейдить оперативную память и как это правильно сделать.